bg-img bg-img bg-img
Увiйти в ГУРТ
Забули пароль?

Ще не з нами? Зареєструйтесь зараз


+ Пiдписатися

Методы и примеры эффективной работы органов самоорганизации населения   

Большое значение в социально-экономическом развитии регионов играют органы самоорганизации населения, которые находятся ближе всего к людям. Они помогают решать насущные жизненно важные проблемы быта, коммунального характера, благоустройства, надлежащего содержания жилья и его сохранения, охраны общественного порядка и окружающей природной среды, проведения культурно-воспитательных мероприятий.

В рамках реализации проекта при финансовой поддержке Программы UNITER Информационно-просветительским центром «Боразан» проанализирован опыт и методы работы органов самоорганизации населения в различных регионах Украины.
Например, хороший опыт в развитии органов самоорганизации населения в Украине имеет г.Макеевка. Первые комитеты общественного территориального самоуправления в городе созданы в середине 80-х годов. 19 апреля 1996 год – принято распоряжение председателя городского совета «О дополнительных мероприятиях по организации деятельности органов общественного территориального самоуправления в г. Макеевке». Май 1996 год – на сессиях районных советов утверждены Положения об органах территориального самоуправления и схемы их организации на соответствующих территориях. 16 ноября 2000 год – решением городского совета утверждено новое Положение о комитетах микрорайонов, поселковых, сельских, квартальных, домовых, уличных комитетах г. Макеевки. 15 июля 2001 года принят Закон Украины «Об органах самоорганизации населения», который определил правовой статус, порядок организации и деятельности органов самоорганизации населения. Сегодня в городе работают свыше 2000!!! органов самоорганизации населения. 64 из них уже имеют статус юридического лица. Во всех районах города работниками информационно-методических центров регулярно проводятся семинары-совещания с руководителями органов самоорганизации населения, они принимают участие в аппаратных совещаниях работников исполнительных органов городского совета при рассмотрении вопросов по улучшению коммунально-бытового обслуживания населения, в совещаниях с руководителями жилищно-коммунальных предприятий. Штатными работниками исполнительных органов городского совета регулярно проводятся учебные семинары по разным вопросам руководителей и секретарей комитетов самоорганизации населения. Таким образом, в городе сложилась обусловленная система работы с органами самоорганизации населения, которая постоянно развивается и совершенствуется. Сегодня она направлена на улучшение взаимодействия с предприятиями по обслуживанию жилищного фонда города.

Могут похвалиться развитием органов самоорганизации населения и киевляне. Киевляне научились контролировать местную власть, используя для этого все инструменты гражданского контроля. Они оправданно считают, что органы самоорганизации населения – это настоящая муниципальная реформа, которая способна в кратчайшие сроки изменить Киев, превратив его в мегаполис европейского уровня. Имея такой мощный инструмент, как органы самоорганизации населения, можно заставить чиновников выполнять свои непосредственные обязанности и иметь вполне реальные возможности привлекать ресурсы на благоустройство, например, придомовой территории или на ремонт подъезда. Анализируя ситуацию, которая сложилась в Киеве с органами самоорганизации, представители столичных органов самоорганизации населения отметили, что процесс создания ОСНов должен стать лавинообразным и их численность должна расти в геометрической прогрессии. Такой сценарий не позволит никакой власти игнорировать мнение горожан, закрываться в высоких кабинетах и не реагировать на пожелания киевлян. Киевляне знают, как контролировать местную власть, используя для этого все инструменты гражданского контроля.
В городе налажено взаимодействие участковых с органами самоорганизации населения как важное условие успешной работы по профилактике правонарушений.
В 2006 году органы самоорганизации населения столицы получили на свою деятельность 3,7 миллионов гривен, из которых 2,7 миллионов были направлены на финансирование текущей деятельности органов самоорганизации населения, а еще 1 миллион составил бюджет городского конкурса проектов и программ развития местного самоуправления. В течение 2007 года на конкурс было подано 20 проектов на общую сумму 2,5 миллиона гривен. Координационный совет по вопросам местного самоуправления в городе Киеве выбрал из них 10 лучших и уже начал финансирование. Например, победителями конкурса стали проекты создания центра интеллектуального досуга детей и подростков (фактически нового детского садика в Печерском районе), строительство детского спортивно-игрового комплекса (Соломенский район) и создания пунктов общественной безопасности (народных дружинников и постов охраны в Печерском районе).
В 2009 году в Киеве зарегистрировано более 80 органов самоорганизации населения, которые оказывают городской власти реальную помощь в решении многих крайне актуальных для столицы вопросов.

Огромный опыт по самоорганизации наработан одесситами. 14 сентября 2009 г. исполнилось 10 лет с момента принятия Одесским городским советом первого Положения об органах самоорганизации населения города Одессы. Это произошло впервые в Украине - еще до принятия Закона «Об органах самоорганизации населения».
В 2006 году в городе было создано первое в Украине Управление по взаимодействию с органами самоорганизации населения.
За прошедшие годы Одесса продолжает удерживать свои лидирующие позиции в развитии движения самоорганизации населения в Украине - и как научно-методический центр, и как площадка отработки практических новаций. За прошедшее десятилетие Одесский городской совет дал согласие на создание 47 органов самоорганизации населения в городе - на уровне микрорайонов, кварталов, отдельных домов и общежитий. Из их числа 24 органа СОН прошли государственную регистрацию. В городе действует Программа развития органов самоорганизации населения в г. Одессе на 2008-2011 годы. Активно действует Всеукраинская ассоциация самоорганизации населения с центром в Одессе.
Сегодня можно привести примеры активного влияния СОНов на социальную политику городского совета, а именно: участие в конкурсах социального заказа, совместная реализация проектов, предусматривающих долевое участие жителей микрорайонов, представители органов СОН входят в состав комиссий при районных администрациях по определению лиц нуждающихся в адресной муниципальной помощи и т.д.

Харьковчане верят, что будущее за самоорганизацией населения. В стране назрела административно-¬правовая реформа, считают в горсовете. И как часть ее — реформа местного самоуправления. В Харьковском горсовете уже сделали первые шаги, приняв решение о неорганизации районных в городе советов. Следующим шагом стала разработка «Положения о самоорганизации населения», вокруг которого разгорелась острая дискуссия на последней в прошлом году сессии горсовета. По ее итогам решено создать рабочую группу из представителей всех политических сил, представленных в городском совете, специалистов Юридического департамента. Положение предстоит доработать, чтобы оно полностью корреспондировалось с действующим Законом «О местном самоуправлении». И Харьков начнет проводить административную реформу местного самоуправления гораздо раньше, чем к ней подойдет вся страна
(http://pr.kharkov.ua/Dobkin_o_bjudzhetnom_gode11012010.html) Мэр Харькова убежден, что самоорганизация населения принесет больше пользы, чем старая, изжившая себя форма управления в районах. При этом максимальное количество специалистов, которые способны приносить большую пользу городу и работают в органах районной власти, планируется сохранить. Участвовать в решении задач, которые финансируются из городского бюджета, органы самоорганизации будут в порядке выбора приоритетов для того или иного места, где компактно проживает часть территориальной громады, и в порядке контроля. Это можно трактовать как социальный заказ. Это все сегодня работает в том или ином виде в развитых европейских государствах. Задача — научить людей и дать им толчок и возможность заниматься вопросами самоорганизации населения. Городской бюджет готов платить зарплату лидерам ОСН.

Неплохо обстоят дела с развитием самоорганизации населения в Мариуполе. Городские власти отмечают, что создание и развитие системы ОСН, особенно комитетов самоорганизации населения (КСН), позволяет решать в городе задачи вовлечения как можно большего количества жителей в процесс управления, установления обратной связи общества и власти города, учета мнения и предложений граждан при принятии и реализации решений по различным направлениям деятельности городского совета.
В городе 59 комитетов самоорганизации населения, созданных по месту жительства с правом юридического лица, организовывают и направляют самостоятельные, но более мелкие органы самоорганизации населения: 1479 домовых, 353 уличных и 126 квартальных комитетов.
Установлена схема взаимосвязи и взаимодействия всех составных частей системы городского самоуправления, основным связующим звеном в которой являются районные администрации городского совета.
Такая система и подходы к ней позволяют достигать позитивных результатов, доказывают свою жизненность в течение 10 лет.
Для повышения авторитета комитетов самоорганизации населения и решения проблем жителей города с 2002 года необходимой и результативной формой работы стало заключение и выполнение социальных контрактов городского головы и КСН. Адресность, конкретика обязательств является их неотъемлемой частью. Качественный анализ соцконтрактов показал, что они изменились как по форме, так и по содержанию: с 2006 года в соцконтракты введены обязательства КСН. В 2008 году подписано 59 социальных контрактов, в них предусмотрено 213 обязательств на сумму более 15 млн.грн. Мероприятия социальных контрактов после рассмотрения и утверждения городским советом находятся на контроле райадминистраций и КСН. Ход их выполнения еженедельно докладывается председателями райадминистраций на оперативных совещаниях городского головы, ежемесячно анализируется в райадминистрациях с КСН.
Выполняя свои полномочия, комитеты самоорганизации населения активно участвуют в жизни города. Руководителями комитетов ежегодно принимаются на личных приемах около 30 тысяч граждан, до 70% обращений решаются положительно. Широко практикуются разные формы приемов по месту жительства, в центрах КСН (753 в год). Активисты КСН помогают комиссионно, с выходом на место, рассматривать обращения граждан (в год свыше 500). Для оказания материальной помощи, определения престарелых одиноких людей в интернаты, с целью защиты интересов и прав детей ими обследованы материально-бытовые условия до 2 тысяч граждан, выявлены около 500 семей, которые находятся в сложных жизненных условиях.
Через систему ОСН в городе установлена обратная связь с населением. Мнение жителей учитывается при формировании городских и районных программ, мероприятий. Так, в Программу экономического и социального развития города на 2008 год было включено 114 предложений граждан, в программы районов –133, в Титул капитального ремонта – 45, в Мероприятия текущего ремонта – 63, в Мероприятия по благоустройству города – 48.
За время существования системы органов самоорганизации населения городским советом было направлено для её становления и развития более 26 млн.грн., из них на содержание КСН – свыше 6 млн. грн., на реализацию их полномочий – более 20 млн.грн. С участием жителей ремонтируются подъезды, благоустраиваются дворы, детские площадки и др. На субботниках, проводимых в микрорайонах, высаживается ежегодно свыше 5 тыс. деревьев и кустарников. Комитетами установлен контроль за периодичностью и соблюдением графика вывоза твердых бытовых отходов, проводится разъяснительная работа среди населения по недопущению образования стихийных свалок, по своевременной оплате за оказанные услуги и др.
КСН активно участвуют в городских конкурсах «Мариуполец (мариупольчанка) года», «Наш двор». К 230-летию города общими усилиями жителей, КСН и жилищных предприятий, райадминистраций созданы 230 лучших дворов.
Органы самоорганизации населения совместно с учебными заведениями, спортивными и другими внешкольными учреждениями ежегодно проводят до 300 культурно-воспитательных и спортивно-массовых мероприятий.
Комитеты самоорганизации населения взаимодействуют с правоохранительными органами по профилактике правонарушений, незаконному обороту наркотиков, нелегально действующим пунктам приема металлолома, ликвидации стихийной торговли, проводят совместные приемы с участковыми инспекторами милиции. Создание при КСН их рабочих профилактических органов – Советов профилактики – оправдало себя: эта форма работы упорядочила взаимосвязь и взаимодействие комитетов самоорганизации населения, милиции и общества, наблюдается тенденция снижения количества вызовов милиции по семейно-бытовым конфликтам, сохраняются семьи, мирятся соседи, оказывается социальная защита детям.
Работа комитетов самоорганизации населения проводится в городе гласно, постоянно освещается в средствах массовой информации.

Автономная Республика Крым также может гордиться уровнем развития органов самоорганизации населения. Тому послужила причиной несовершенство работы органов местного самоуправления и помощь Программы развития и интеграции Крыма ООН. Существующая система местного самоуправления в недостаточной степени учитывает потребности и приоритеты населения, отсутствует регулярное обсуждение проблем, население не участвует в решении проблем и не контролирует действия районных властей в процессе реализации общественно важных целей. В настоящее время в сельской местности Крыма существует множество разнообразных проблем. К самым насущным проблемам в сельской местности, относятся: некачественное водоснабжение, отсутствие развитой медицинской инфраструктуры, неразвитая инфраструктуры для отдыха и спорта и многое иное. С целью формирования системы учёта мнения и участия населения в решении проблем, а также обеспечения прозрачности действий органов власти ПРИК ПРООН, в рамках компонента «Демократическое управление», начала осуществлять создание системы социальной мобилизации и финансовую поддержку конкретных проектов социальной мобилизации. Создание системы осуществлялось с привлечением населения, органов местной власти и доноров. Социальная мобилизация - это спланированный процесс, в котором все основные секторы общества действуют вместе ради достижения общей цели. Социальная мобилизация подразумевает сочетание возможности выбора и добровольного участия. Социальная мобилизация помогает задействовать динамические силы в обществе. При этом каждый член общества оказывается охваченным, у каждого появляется своя роль, каждый должен почувствовать свой вклад в общие усилия. Идея, на которой основана социальная мобилизация, состоит в создании основы для достижения общих целей. Однако и после того, как цель достигнута, важно поддерживать и наращивать созданные связи. Таким образом, энергия людей, которая один раз была задействована, может быть направлена в русло поддержки последующих шагов. Социальная мобилизация является непрерывным
процессом, где учитываются мнения всех заинтересованных сторон. Социальная мобилизация является одним из элементов системы демократического управления, которая, кроме неё, состоит из механизмов обсуждения с громадой путей решения проблем (районный форум в случае компонента ПРИК ПРООН), существующих ресурсов органов самоуправления для работы с громадами, прозрачной системы информирования о проблемах, бюджете и принимаемых решениях. Социальная мобилизация обеспечивает решение неотложных проблем в сельской местности, способствует росту ответственности представителей местной власти и усиливает участие населения в процессе принятия решений. Принимаемые решения в большей степени соответствуют потребностям и ресурсам громад, что, в свою очередь, гарантирует более эффективную работу и становится основой плодотворного сотрудничества между людьми и органами местного самоуправления.
Работа Программы по самоорганизации территориальных громад не является чем-то новым для полуострова. Она осуществляется в течение 10 лет. За этот период громады, преимущественно, многонациональных сел объединились в органы самоорганизации населения для решения самых насущных проблем (водоснабжение, ФАПы, дороги, детские площадки и т. д.). Важность этих первых шагов сложно переоценить. Они дают громадам ценный опыт, опираясь на который последние могут самоорганизоваться и планировать свои дальнейшие действия и финансирование. Они помогают предотвратить социальные и межэтнические конфликты, продвигая позитивное и толерантное отношение и поведение всех участников проектов, включая ранее депортированных граждан, мужчин и женщин, а также представителей органов власти. Создание ОСН не только укрепляет социальную сплоченность и интеграцию между представителями разных национальностей и культур, но и придает уверенность громадам для решения общих проблем совместными усилиями и с привлечением местных ресурсов. Более того, сотрудничество с местными органами власти на равных началах при реализации проектов приводит к уменьшению чувства отчужденности и маргинализации, которое присутствует у многих жителей социально уязвимых населенных пунктов. При содействии ПРИК ПРООН в Крыму в общей сложности было создано свыше 600 ОСН. Однако в сельских районах полуострова осталось еще более 400 населенных пунктов, в которых этот процесс еще не начался. Европейский Союз понимает необходимость продолжения этой работы в Крыму, а также в других областях Украины.
В этой связи ПРИК ПРООН будет и далее развивать потенциал местных сообществ для того, чтобы они смогли самоорганизоваться вокруг решения насущных проблем (здравоохранение, защита окружающей среды, электроэнергия, водоснабжение, транспортное сообщение) в сотрудничестве с местными органами власти и другими партнерами.

Активную работу по привлечению граждан к управлению на уровне территориальных громад проводит ИПЦ «Боразан». Организацией издано уже четыре книги на данную тематику, причем две из них вышло на русском языке, одна на крымскотатарском и одна на украинском. Проведено десятки тренингов и семинаров для людей с активной жизненной позицией, оказано сотни информационно-консультационных услуг по теме самоорганизации и децентрализации. Есть опыт организации высокопрофессиональных семинаров в г.Белогорске с участием международных экспертов. Удалось создать актив, способный продолжить развитие в районе процессов самоорганизации населения.

Коментарі

Тимчук Тарас    5168 днів тому   #  

Віталію, Ви щось загнули :)
"Могут похвалиться развитием органов самоорганизации населения и киевляне. Киевляне научились контролировать местную власть, используя для этого все инструменты гражданского контроля." - це такий прикол?

  •   Пiдписатися на новi
Віталій Хомутов   5167 днів тому   #  

Прошу вибачення , шановний пане Тарасе, але інформацію брали з офіційних сайтів міських рад, тому перепрошую якщо у реальності усе не зовсім так добре.

  •   Пiдписатися на новi
Людмила Ямщикова   5163 дні тому   #  

реальність набагато прозаїчніша.
окрім загальновідомого комітете самооборони Лузанівки жодного ОСНу мені в Одесі не траплялося.
те, що вони є у звітах ще не означає, що вони є дієвими, чи принаймні, відомими.
та й про лузанівців давно не чути...

  •   Пiдписатися на новi
Віталій Хомутов   5161 день тому   #  

Дуже прикро читати це. Що стосується Одеси, я був впевнений, що саме там усе добре.

  •   Пiдписатися на новi
Юрій Новіков   5161 день тому   #  

Так, в офіційних джерелах всяке можна прочитати. І робота проведена, і кошти витрачені, і всі раді - тільки нічого не міняється. Це я не жаліюся, це просто таке спостереження.

  •   Пiдписатися на новi
Віталій Хомутов   5160 днів тому   #  

Так, шановний Юрію, згоден. Але в усьому є свій позитив. Якщо люди будуть чути, що ОСН працюють, то в них появиться впевненість, що це дієвий метод рішення місцевих проблем й почнуть активніше залучатися до цієї справи!

  •   Пiдписатися на новi
Юрій Новіков   5160 днів тому   #  

Згоден. Принаймні, якщо народ буде постійно звертатися до влади, яка так гарно звітується, може, влада і заворушиться.

  •   Пiдписатися на новi
Ганна Трепалюк   5155 днів тому   #  

Не згодна, що в Одесі ОСНи є тільки в звітах органів влади. Вони доволі активно працюють, не всі однаково, звичайно. А відомими вони не є через те, що діють локально в своєму мікрорайоні, тихо, без особливого шуму, а цільова група в них, як правило, літні люди або соціально незахищені.
Місцеві ЗМІ мало звертають уваги на таку діяльність - їм скандалів та "полунички" подавай. Почитайте ще: http://samoorg.com.ua.

  •   Пiдписатися на новi
Людмила Ямщикова   5155 днів тому   #  

Коли представниця організації, яка багато років займається розвитком ОСН каже, що вони займаються "як правило літніми людьми та соціально незахищеними" виникає враження, що людина не надто розуміє що таке власне ОСН. Сподіваюся, що це лише враження

  •   Пiдписатися на новi
Ганна Трепалюк   5155 днів тому   #  

Я в жодному разі не мала на увазі, що ОСНи "займаються" тільки цими людьми і все. В них безліч корисних починань та напрямків роботи, спрямованих на житлово-комунальні питання або, наприклад, дітей.
Питання соціального захисту - все ж одне з головних. Просто на сьогодні в Одесі більшість людей, які задіяні в ОСНах - це саме літні люди, багато з них працюють в ОСНах по 10-15 років.

  •   Пiдписатися на новi
Ганна Трепалюк   5155 днів тому   #  

І ще - якщо Вам невідомо про ОСНи в Одесі, звідки така думка, що вони не можуть займатися тим, чим фактично займаються? :)

  •   Пiдписатися на новi
Людмила Ямщикова   5155 днів тому   #  

це прямо випливає з Закону України "Про органи самоорганізації населення" http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=2625-14&check=4/UMfPEGznhhlkU.ZiIbCVKuHI45Ms80msh8Ie6

  •   Пiдписатися на новi
Людмила Ямщикова   5155 днів тому   #  

Закон існує 8,5 років, а люди працюють понад 10... цікава практика

  •   Пiдписатися на новi
Ганна Трепалюк   5155 днів тому   #  

Є люди, які ще з радянських часів працювали в громадських дільничних, селищних та інших комітетах самоврядування, а потім, після прийняття Закону пішли в нові "сучасні" ОСНи. Але як вони, так і інші члени ОСНів добре знають свої повноваження згідно Закону.

  •   Пiдписатися на новi
Людмила Ямщикова   5154 дні тому   #  

Так, є. Але якщо вже десятки років люди працюють, а особливих зрушень у розвитку самоорганізації населення нема - то може варто пошукати причини? І знаходити для них адекватну відповідь?

  •   Пiдписатися на новi
Віталій Хомутов   5154 дні тому   #  

Шановна пані Людмило! Я впевнений, що Ви знаєте, що процес розвитку ОСН дуже повільний, тому, наприклад, у нас у Білогірському районі ми сумісними зусиллями ОГС та органів місцевого самоврядування намагаємось допомогти ОСН поширити свій потенціал. Наприклад: http://www-ki.rada.crimea.ua/nomera/2010/035/what.html

  •   Пiдписатися на новi
Михайло Золотухін   5154 дні тому   #  

Уважаемый Виталий!.
А почему Вы не учли опыт города Николаева?
У нас есть свои достижения и вызовы. Но это реальный опыт развития ОСН! Думаю что Вам бюудет интересен и наш опыт.

  •   Пiдписатися на новi
Віталій Хомутов   5154 дні тому   #  

Уважаемый Михаил! Да, я наслышан о достижениях Николаева в этом направлении, поэтому каюсь, есть такой промах. Если у Вас есть ссылочка на такую информацию, буду очень признателен. Потому что подобную информацию мы планируем использовать для будущей книги про развитие ОСН,

  •   Пiдписатися на новi
Михайло Золотухін   5153 дні тому   #  

Виталий!
На тему развития ОСН вышла интервью со мной . в Провсоююны вести за 21 января. Если укажите свой элек5тронный адрес, вышлю

  •   Пiдписатися на новi
Віталій Хомутов   5152 дні тому   #  

Буду очень рад! Спасибо Михаил!
[email protected]

  •   Пiдписатися на новi
  •   Пiдписатися на новi


Щоб розмістити свою новину, відкоментувати чи скопіювати потрібний текст, зареєструйтеся та на портал.