bg-img bg-img bg-img
Увiйти в ГУРТ
Забули пароль?

Ще не з нами? Зареєструйтесь зараз

Рік під знаком корупції (рос.)
29.12.2009

Уходящий год Красного быка запомнился украинцам чередой громких коррупционных скандалов, и не менее громкими обещаниями властьимущих раз и навсегда разобраться с коррупционерами. Что же на самом деле сделали правоохранители и чиновники, общественность и международные организации, для того, чтобы нам жилось лучше и веселее, а страна была менее коррумпированной?

Сам себе режиссер

Количество человеко-часов, потраченных президентом В. Ющенко на составление государственных планов по противодействию коррупции действительно впечатляет. Стоит вспомнить, что в 2009 году только специальных заседаний Совета нацбезопасности, посвященных вопросам антикоррупции, провели четыре. Это значит, что по сути каждый квартал весь силовой блок страны держал ответ перед гарантом Конституции насчет успешности собственных антикоррупционных инициатив. По меткому замечанию президента, работы силовиками было проведено много, да все без толку. Тогда же он посоветовал украинским генералам менять штаны с лампасами на робы с номерами. Стоит понимать, Ющенко знал, о чем говорит, ведь в недрах СНБОУ существует специальное управление, призванное анализировать возникновение коррупционных рисков в органах власти. Вместе с тем оппоненты не раз «закидали» президенту его непосредственное участие в коррупционных схемах, прежде всего через манипуляции с ликвидацией-созданием-ликвидацией судов. Не менее часто доброжелатели президента упоминали и о его земельных аппетитах, а именно о фактическом удваивании земельной и иной собственности за пять лет президентства. И набитой оскоминой уже стало обвинение в коррупции окружения Ющенко, следствием чего становится периодическая чистка руководства президентского секретариата. Если же вспоминать о нормотворчестве президента в вопросах противодействия коррупции, то 2009-й год не был столь обильным на тематические указы президента, как, например, год 2007-й. Но, как известно, даже половину из уже принятых указов президента, направленных на противодействие коррупции, выполнить пока не удалось. «На заваді» встала всем известная дама с косой, она же, по совместительству, руководитель правительства. В то же время именно исполнительная власть (которой, кстати, президент не является) должна ежедневно проводить антикоррупционную политику. А потому давайте вспомним наших героев поименно.

Заниматели коррупцией

Разоблачений в рядах должностных антикоррупционеров в 2009-ом хватило бы лет на пять любой из среднеевропейских стран. Любой, но, не Украине. Чего только стоит история “колядування” сегодня уже известного на всю страну львовского судьи Зварыча, который подобным нехитрым образом насобирал скромные полтора миллиона долларов. Или не менее резонансная охота на человека, инициированная в лесах Кировоградщины компанией из нардепа и местного прокурора. Напомним, что любители «побродить с ружьишком» чуть ли не в упор расстреляли местного жителя, ненароком заглянувшего в лес “хозяев жизни”. На этом фоне пьяная потасовка министра внутренних дел с полицейскими франкфуртского аэропорта (Германия) уже выглядит как детская шалость. Служба безопасности Украины в 2009-м также особо заметной в антикоррупционных практиках не была. Да и некогда им – следствие по делу инициаторов голодомора 33-го года проводить надо. Вместе с тем статистика вещь упрямая. По данным Министерства внутренних дел Украины, на каждые 100 собранных материалов о выявлении фактов коррупции среди чиновников до суда доходят только 30. А решение принимается лишь в 5 случаях из 100 инициированных дел. Подобный КПД судейской системы Украины не мог себе позволить даже паровоз образца 19 столетия, где, как известно, эффективно использовались чуть более 10% производимой им энергии. Остальная же безжалостно спускалась в виде пара. Не менее занятные цифры озвучивает и Главное управление государственной службы Украины. Так закон предусматривает проведение этим органом специальной проверки ведомостей в отношении лиц, претендующих на замещение государственных должностей 1-2 категории (уровень министра и его заместителей). Как оказалось, среди всех проверенных чиновников 95% подают о себе заведомо неправдивую информацию. В первую очередь это касается имущественных деклараций проверяемых. В тоже время от результатов таких проверок никто из чиновников не пострадал.

Коррупция женского рода

Стоит понимать, что всю заботу о внекоррупционном будущем страны в 2009 году взяла на себя премьер Ю. Тимошенко. Расчищать авгиевы конюшни ЮВТ решила с себя, а именно с поиска коррупционеров в своих рядах. Таких, по мнению Тимошенко, среди министров ее правительства оказалось как минимум трое. Должности с позором изгнанных министров до сих пор вакантны. Что интересно, ни по одному из них фактов коррупции до сих пор так и не доказали. Тем не менее, по случайному стечению обстоятельств, десант министров из вчерашних союзников по коалиции существенно поредел. Но не только кадровыми чистками запомнилась нам антикоррупционнная работа правительства. В апреле 2009 года на антикоррупционную сцену страны вышел некто товарищ Сухов, он же Правительственный уполномоченный по антикоррупционной политике. Такую должность в Кабмине ввели под давлением международных антикоррупционных организаций. Как оказалось, в стране просто не было единого органа, способного координировать национальную антикоррупционную политику, направленную на предупреждение коррупции, а не на борьбу с коррупционерами. За полгода с небольшим офис антикоррупционного уполномоченного разработал целый пакет антикоррупционных нормативов, начиная от национальной стратегии противодействия коррупции, и до положения о независимых отделах внутренних расследований в каждом органе исполнительной власти. И хотя многие из разработанных нормативных актов были раскритикованы украинскими и международными экспертами, все же 8 декабря 2009 года Правительство Тимошенко нашло в себе мужество принять их в виде 14 постановлений и распоряжений Кабмина. Эффективность этих документов можно будет оценить уже в новом году и, возможно, даже при новом правительстве.

Шаг вперед и два назад

Притчей во языцех стало принятие (или скорее личное неприятие) пакета антикоррупционных законов депутатами Верховной Рады Украины. Напомним, 11 июня сего года парламент после долгих раздумий принял три антикоорупционных закона взамен морально устаревшего Закона “О борьбе с коррупцией”, действующего еще с 1995 года. И ничего, что рассмотрение законов заняло каких то два года (антикоррупционный пакет в первом чтении был принят еще в 2007 году); ничего, что парламент предусмотрел фактически полгода для украинской власти морально и организационно подготовиться к жизни по новым антикоррупционным правилам (законы должны были вступить в силу с 1 января 2010 года). Интересно другое на последнем в уходящем году заседании Верховной Ради депутаты в едином порыве нашеукраинцев и регионалов в аккурат ко Дню дурака решили отсрочить вступление законов в силу. А поскольку парламентская трибуна официально закрыта на каникулы, центр антикоррупционой активности всех жаждущих власти переместился в выступления и программы кандидатов в президенты. Хлеба и зрелищ просили древние римляне борьбу с гриппом и с коррупцией пообещали украинцам кандидаты в президенты. Причем, вопрос борьбы с коррупцией остро стоит во всех без исключения программах кандидатов. Более того, с него начал и им же закончил свою предвыборную программу каждый второй кандидат в президенты Украины. Набор антикоррупционных приемов кандидатов по прежнему скуд и оыриентирован не на решение проблем коррупции, а на электоральные настроения: виноватых посадить, украденное отобрать, всех испугать.

До встречи на баррикадах

Тот же 2009 год показал, что украинцев на испуг уже не возьмешь. В стране практически состоялся властно-общественный договор о публичном оправдании коррупции. Что, тем не менее, не помешало эффективному проведению антикоррупционных инициатив силами общественников. В 2009 году на финишную прямую вышли два масштабных международных антикоорупционных проекта, призванных существенно снизить коррумпированость украинского общества. И если американская Пороговая программа старалась бить сразу по нескольким болевым точкам, таким как, например, образование, регуляторная политика или суды, то европейский антикоррупционный проект сосредоточил свои силы на повышении способности чиновников противодействовать коррупционным рискам в своей же среде. Обе инициативы существенное внимание уделяли вопросам участия общественности в противодействии коррупции. Так, например, проект “Достойная Украина” кроме подборки очень качественных тематических исследований коррупции смог организовать общественность на осуществление гражданского контроля практически по всем болевым точкам украинского общества. И если вы хоть что-то слышали о поступлении в вузы по результатам тестирования, работе единых разрешительных центров или скажем о распределении субвенций, то, скорее всего, вы знаете и о общественном мониторинге этих и других процессов. Такие мониторинги проводили коалиции общественных организаций, поддержанные проектом «Достойная Украина». Именно в 2009 году журналистские расследования как медиажанр прочно оккупировался на страницах известных изданий, равно как и в прайм-тайме рейтинговых телеканалов. Стоит отметить, что тема коррупции была в основе каждого второго расследования украинских журналистов. В подтверждение этому стоит упомянуть данные Transparensy International наиболее авторитетной международной антикоррупционной организации относительно обращений граждан разных стран мира в эту организацию. По утверждению Transparensy в ее берлинский офис с жалобами на коррумпированность национальной власти на всем европейском пространстве больше всего обращаются именно украинцы. По мнению Transparensy International связано это или с гиперактивностью граждан Украины (во что не очень верится), либо с нееффективностью существующих в стране антикоррупционных механизмов.

Новый антикооррупционный тренд

И наконец, наиболее неожиданный антикоррупционный тренд 2009 года. Бизнес, традиционно считавшийся одним из трех китов украинской коррупции, именно в уходящем году начал активно ей противодействовать. Не выгодно стало в Украине спонсировать коррупционеров. Из-за влияния финансового кризиса в стране резко уменьшилась живая наличность (основное средство оплаты коррупционных услуг чиновников) при одновременно стремительном возрастании стоимости этих самых услуг (правоохранители все-таки что-то делают для поимки коррупционеров). А значит, бизнесу стало значительно дороже использовать коррупционные схемы. И это при минимальной гарантии того, что вложенные деньги отобьются. А потому, по утверждению самих предпринимателей, сегодня намного дешевле становится раз и навсегда разобраться в предусмотренных законом процедурах, при необходимости помочь их подправить, и работать по правилам. А потому украинский бизнес сегодня скорее даст деньги на кампанию общественного контроля или общественное лоббирование, чем на взятки чиновнику.

Вместо послесловия

По данным последнего исследования Transparensy International относительно восприятия коррупции в органах власти 180 стран мира, Украина с результатом в 2,2 балла из 10 возможных оказалась на незавидном 146 месте. При этом за последнее 5 лет Украина смогла пройти полный круг и возвратиться к позициям предреволюционного 2004 года. Как и тогда, государство на пороге президентских выборов снова оказалась перед цвилизационным выбором – или заняться реальными антикоррупционными реформами, или за ближайшие 5 лет повторить антирекорд Сомали. Напомним, эта страна возглавляет список наиболее коррумпированных стран мира с незавидным результатом в 1,1 балла. Учитывая, что все кандидаты в президенты как минимум задекларировали готовность заниматься противодействием коррупции, а среди общественности уже вызрело ядро организаций гражданского контроля, стоит надеяться, что в 2010 году нас все-таки ждет оптимистический сценарий развития событий.

Контакти

Коментарі

  •   Пiдписатися на новi



Щоб розмістити свою новину, відкоментувати чи скопіювати потрібний текст, зареєструйтеся та на портал.