bg-img bg-img bg-img
Увiйти в ГУРТ
Забули пароль?

Ще не з нами? Зареєструйтесь зараз

Антикорупціонери з країн колишнього соціалістичного табору - приклад для України
26.03.2010

Ужасающие масштабы и размах коррупции в Украине вызывает опасения не только у граждан и государства, но и у мирового сообщества в целом. Особенно близких соседей страны. Близких не только географически, но и исторически. Поэтому антикорупционные активисты Болгарии, России и Грузии преподали урок для Украины, представив собственный опыт преодоления коррупции.  

Принятие Парламентом Украины нового антикоррупционного законодательства, введение Правительством должности Уполномоченного по вопросам антикорруционной политики и создание Президентом Януковичем Национального антикоррупционного комитета свидетельствуют, что коррупция остается весьма значительной проблемой для Украины.

Государство, похоже, желает продемонстрировать серьезность намерений ей противодействовать. В то же время коррупция – это сфера, где действует правило «Семь раз отмерь – один отрежь». И мерять, конечно же, лучше всего по тому, образцу, который больше всего подходит. А значит, для нас как никогда актуальным становиться опыт предотвращения коррупции в других странах мира, прежде всего ближайших соседей Украины по бывшему социалистическому лагерю.

Именно с этой целью Творческое Объединение «ТОРО» совместно с Фондом Фридриха Наумана организовали Экспертную дискуссию «Представление опыта стран бывшего социалистического лагеря в противодействии коррупции – уроки для Украины».

Преподать урок для украинских антикоррупционеров, чиновников и общественников приехали представители Transparency International из Болгарии, России и Грузии. Открывая дискуссию, Ваня Кашукеева-Нушева (ТИ-Болгария) представила причины побед и неудач в эффективном преодолении коррупции в Болгарии. По ее словам, Болгария в 1998 году согласно результатам исследований Transparency International «Индекс восприятия коррупции» имела 2.9 пунктов. После внедрения активных антикоррупционных инициатив, в 2009 этот показатель составил уже 3.8 пункта. Описывая причины успеха в борьбе с коррупцией и достижении положительных результатов, она отметила, что основную роль сыграл процесс интеграции Болгарии в Европейский союз.

Этот процесс оказался самым сильным фактором для реализации институциональных реформ и для новых законов и правил, которые защищают принципы правового государства, верховенства права и правила свободной рыночной конкуренции. Наряду с интеграционным процессом не меньшую роль в преодолении коррупции сыграла активная роль гражданских организаций и медиа.

В этом контексте наибольший эффект принесла стратегия, направленная на сочетание гражданского контроля с одной стороны и конструктивного диалога с государственными институциями и политическими партиями с друшой. Резюмируя Болгарский опыт, госпожа Кашукеева отметила: «Чтобы противодействие коррупции было эффективным, надо применять целенаправленную и системно организованную политику и действия против коррупции. В связи с этим, должна быть составлена адекватная Национальная антикоррупционная стратегия, которая представляет не только формальные действия, как встречи, дискуссии и так далее, а стратегия, которая содержит конкретные меры и ясные, точные показатели, сформированные при анализе самых важных прокоррупционных факторов».

Неоднозначный резонанс у присутствующих вызвал доклад Антона Воробьева (ТИ-Россия), который представил причины побед и неудач в преодолении коррупции в Российской Федерации.

По его словам данные последних исследований коррупции в этой стране наглядно показывают, что уровень распространения этого явления остается довольно высоким. Так, Россия в 2008 году получила самый низкий бал (2.1), за последние 8 лет. Коррупция в России, как это признается и гражданами, и государством, является системным явлением, и приобрела угрожающие масштабы, поразив институциональную, политическую, социальную, инвестиционную, образовательную и правоохранительные сферы государства. Одной из основных причин неудачной антикоррупционной политики России, по мнению эксперта, стало неверное использование «культурного феномена» возникновения коррупции, который рассматривает предпосылки коррупционного поведения, исходя из культурной точки зрения.

В то же время, он отметил, что, к сожалению, конструкт «культурного феномена» часто используется политиками для объяснения причин провала определенных антикоррупционных мер. Этот феномен играет роль универсальной причины, за которой кроются коррумпированность и популизм политиков, несогласованность мер, невозможность принять адекватное решение по противодействию коррупции. Поэтому в России объявление культурного феномена как основной причины укоренения коррупции оказалось самой большой проблемой и привело к замедлению мер по противодействию коррупции. Опираясь на Российский опыт, господин Воробьев отметил, что «эффективное противодействие коррупции в первую очередь должно опираться на политические, экономические и социальные факторы, и содержать в себе действенные меры по искоренению данного явления».

Особый интерес у присутствующих вызвала презентация антикоррупционного опыта Грузии. Тамуна Каросанидзе, член Правления Transparency International Грузия, детально описала антикоррупционные инициативы, которые вызвали существенное снижение уровня коррупции в стране. Так среди прочего она отметила, что открывая антикоррупционный фронт, Грузия начала с соответствующих реформ в трех основных сферах – в сфере образования, госавтоинспекции и государственной службе. Если в сфере образования это было введение независимого тестирования, то в сфере госавтоинспекции и государственной службы все началось с тотального увольнения. К примеру в ГАИ в один день уволили всех сотрудников, которых оказалось 15 тысяч, и набрали новых.

В государственной службе сокращение достигло 40%. Кроме того работникам, задействованных в этих сферах подняли зарплату, за счет международных донорских средств. Особый акцент поставили на борьбе с «синдромом ненаказуемости», для этого публичному аресту подвергли некоторых высоких чиновников. Вдобавок к этому ввели норму, обязывающую коррупционера возвращать в бюджет все, приобретенное за счет коррупционного поведения. В тоже время широкое развитие получил такой медиа жанр, как журналистское расследование. Презентации экспертов вызвали большой интерес у участников и подняли волну обсуждений и вопросов.

Показательно, что украинские общественники в обсуждении оказались более активными в сравнении с представителями центральных органов власти, также присутствующими на обсуждении. Подводя итоги дискуссии, Алексей Хмара, президент Творческого объединения «ТОРО» Контактной группы в Украине Transparency International, пожелал присутствующим, чтобы урок, преподанный коллегами из соседних стран не прошел даром для Украины. Ведь сегодня наша страна фактически оказалась перед выбором стать на путь активных антикоррупционных реформ, последовав примеру Болгарии и Грузии, или, взяв за основу опыт России, изобретать популистские предлоги, оправдывающие бездействие и пассивность государства в сфере противодействия коррупции.

Больше об экспертной дискуссии, ее материалах и результатах на сайте www.toro.org.ua (раздел «Проекты) Владимир Бочаров-Туз, пресс-служба Творческого объединения «ТОРО» [email protected]

Контакти

  • Бочаров-ТУз Володимир
  • ТОРО

Коментарі

  •   Пiдписатися на новi



Щоб розмістити свою новину, відкоментувати чи скопіювати потрібний текст, зареєструйтеся та на портал.