bg-img bg-img bg-img
Увiйти в ГУРТ
Забули пароль?

Ще не з нами? Зареєструйтесь зараз


+ Пiдписатися

Алгоритм развития самоорганизации громады   

Спасибо друзья за комментарии к предыдущей записи. Я продублировал эту запис под новым названием, т.к. ваше внимание позволяет мне утверждать, что мы вместе затронули важную тему, касающееся гражданского общества в Украине. В настоящей записи, я хотел бы предложить для обсуждения алгоритм «запуска» самоорганизации громады. Но до того, еще раз обращу ваше внимание на ситуацию с псевдо ОСН, созданными органами местной власти (или какими либо международными донорскими программами). Полностью согласен в том, что такое явление имеет место всюду в Украине, во всех областях. Хотя, на самом деле, у нас есть весь «букет» псевдо организаций. Есть псевдо НУО, есть псевдо кооперативы, есть псевдо партии, псевдо предприятия, псевдо бизнесмены и т.д. Это как будто целый мир с подмененными понятиями. К сожалению, пока не будет наполнено пространство настоящими НУО, ОСН, кооперативами и т.д., их места будут занимать псевдо организации. Предстоит вырасти в Украине еще одному поколению, чтоб как можно больше их (организаций) стали ими по сути, а не только по названию. Но и ждать просто так нельзя. Нужно заполнять гражданское общество настоящими общественными объединениями, и тогда просто не останется для манипуляций с гражданскими институтами. Не могу утверждать, что все чиновники в системе государственного управления и органов местного самоуправления на самом деле готовы содействовать развитию настоящих ОСН и НУО.
Еще одна часто упоминаемая причина слабых общественных объединений – несовершенство релевантных законов Украины. Но в этой записи не будет касаться несовершенства законодательства, так как этой теме уже посвящено много публикаций (например, А.Орловского, А.Крупника, М. Лацибы, Ю.Лагутова и других известных в Украине экспертов). Понятно, что законодательство несовершенно, но все же что-нибудь в этом правовом поле можно сделать. Иногда, мы слишком легко «списываем» все на несовершенное законодательство, что в общем-то доказывается от обратного. Например, считается, что многие проблемы эффективного местного самоуправления с участием громады не решается из-за отсутствия устава территориальной громады. Вместе с тем, есть десятки примеров административно- территориальных единиц (АТО) в Украине, где уже давно есть эти самые утвержденные уставы, но уровень институционального развития гражданских институтов (включая ОСН) и их влияния на власть ничем не отличается от тех АТО, где нет уставов территориальных громад.
Так как же должно настоящее общественное объединение должно появиться? Вернемся к алгоритму, и проследим где, в процессе создания ОСН, возникают проблемы. Название шагов алгоритма выбрано условно, для понимания сути.
Шаг.1. Информирование громады, что, в конце концов «надо что-то самим делать», и для этого нужно собраться и конструктивно обсудить. Продолжительность - 1-2 месяца. Органы местной власти – могут серьезно помочь качественному информированию (например, предоставляя эфиры и полосы коммунальных или «подвластных» им СМИ). Могут также совместно с инициативной группой участвовать в проведении предварительных собраний в различных социальных учреждений. В реальности, часто органы местной власти выжидают, чтоб растревожить «улей». Это ведь очень непросто, а иногда рискованно для авторитетного руководителя обещать людям, что будет лучше им, если они сами будут действовать.
Шаг.2. Собрание. Сам по себе «запуск» самоорганизации должен осуществиться с одной из важных проблемы громады, через социальный проект в ее решении. Первый шаг к самоорганизации – диалог самих граждан. Не базар, не митинг и т.п. Просто конструктивный диалог, который формирует согласованный ответ на вопрос «Что мы можем вместе сделать, чтоб решить проблему?». Но поскольку уровень «культуры конструктивного диалога» не высокий, то взращивать его нужно с самых понятных и актуальных причин громады. Самое обычное собрание может стать той почвой, на базе которой появиться самоорганизация. Но тут надо сказать об искусстве проведения собрание. Именно «проводить», а не жонглировать его результатами. Вот в этом 1-ая проблема. Мало кто во власти, или в общественности могут проводить собрания так, что люди поняли, что их участие, мнение, их голос что-то значит. Еще одно условие – количество участников. Чтоб был толк от собрания, его нужно пытаться провести до тех пор, пока 70-80% имеющих отношение к общественной проблеме не наберется. Иногда это удается с 5-ой попытки в течении полугода. Вопрос – кто может и захочет так настойчиво провести хорошее собрание? Ближе ко всему этому депутаты сельских, поселковых советов, которые на волонтерских началах работают на благо общества. А сколько таких вокруг – считайте сами. Но весь фокус в том, что люди идут в волонтеры только за тем, кто по своей природе волонтер, доказавший делами для обществ.
Шаг.3. Развитие местных лидеров. Когда прошло собрание, определись важные проблемы и местные общественные лидеры, готовые их решать, настало время научить их, до того, как все не развалиться. Да, именно пока все не развалиться. Общественный труд – дело сложное и не благодарное. Как говорили «сделай доброе дело и брось его в море». Сколько таких «рыб» предстоит бросить в море общественным лидерам так умело, чтоб не разочароваться. Для этого, на протяжении 3-5 месяцев нужно шаг за шагом учить лидеров демократическому руководству. Параллельно, они могут начать решать через проект какую-либо местную проблему. Самое главное, чтоб всем проектом от начала до конца РЕАЛЬНО управлял сам актив общественности. Любое неосторожное движение власти в этот период, и все – «флаг вам в руки» (т.е. органам власти), и громада снова ждет, когда кто-то за них начнет что-то делать. На этом шаге рекомендуется регистрировать ОСН, если все идет успешно. В случае проблем с «зрелостью» громады, повторяем шаг 1-3 через год. Снова вопрос – кто должен учить общественных лидеров? Более подходят «продвинутые» НУО, имеющие тренерский опыт, и самое главное – глубокое профессиональное понимание сути гражданского общества. НУО, которые учат как «зарабатывать деньги» в этом случае не только бесполезны, но даже вредны. Желание быть волонтером очень деликатное чувство, и его можно легко убить.
Шаг.4. Режем ленточку. Наступило время общественного ликования, что вместе мы сила. 3-5 месяцев, пока эйфория не пройдет, можно спокойно наблюдать за улыбающимися лицами на улице. Громада, должна отдохнуть, «переварить» то, что сделала, почувствовать прикладное значение своего труда. Как правило, люди долго вспоминают с гордостью свой вклад в общее дело.
Шаг.5. Новое собрание. Оно уже идет более эффективно. Люди собираются быстро, и точно знают, что они главные участники. На нем можно осторожно предложить обсудить планы не только на год, но и на 3 года. А это уже местная стратегия. После этого начинается шаг.3.-4, но на более высоком институциональном уровне. Вот тогда, вдруг обнаружиться, что почему-то нет Устава территориальной громады, что нет долгосрочного плана. Вопрос от имени народа будет задан органам местной власти. Но это будет вопрос, и ответ одновременно: - «Нет Устава, нет стратегии? Давайте делать вместе».

Коментарі

  •   Пiдписатися на новi


Щоб розмістити свою новину, відкоментувати чи скопіювати потрібний текст, зареєструйтеся та на портал.