bg-img bg-img bg-img
Увiйти в ГУРТ
Забули пароль?

Ще не з нами? Зареєструйтесь зараз


+ Пiдписатися

Компенсация имущества принудительно выселенных из Польши этнических украинцев.   

Стаття підготовлена

членом ГО "ТИ ПОТРІБЕН"

Світланою Старченко.

        В последнее время участились обращения граждан Украины к юристам  с вопросами о возможных компенсациях переселенцам. В данном случае речь идет не о сегодняшних вынужденных переселенцах с востока и Крыма, а о тех, кого в Украину переселили почти семьдесят лет тому назад, – из Холмщини, Лемкивщини и Надсяння. Несомненно, это тоже вынужденные переселенцы, которые испытали несправедливость, материальные и моральные потери.

        Акция по принудительному выселению этнических украинцев из Польши в Украину и этнических поляков из Украины в Польшу началась 23 сентября 1944 года. Начало акции положило "Люблинское соглашение", подписанное 9 сентября 1944 года в Люблине между правительством УССР и Польским комитетом национального освобождения (ПКНО). Официальное название договора — "Соглашение между Правительством Украинской Советской Социалистической Республики и Польским Комитетом Национального освобождения об эвакуации украинского населения с  территории Польши и  польских граждан с  территории УССР".
       Документом был определен принцип добровольности переселения: в соглашении было сказано, что лица польской и еврейской национальности имеют право, а не обязанность выезда в Польшу. Договор предусматривал переселение на территорию Украины всех украинцев, которые жили во Влодавском, Хелмском, Замостьевском, Красноставском, Билгорайском, Грубешовском, Любачевском, Томашовском, Ярославском, Перемышльском, Лесковском уездах, а также в других районах Польши, где проживали украинцы, которые желали переселиться в Украинскую ССР. 

      Вышеуказанное международное соглашение гарантировало полную компенсацию оставленного переселенцами имущества. Перед эвакуацией должны были сделать опись всего того, что оставалось на территории Польши: дом, земля, скот, с указанием стоимости в карбованцах в тогдашних ценах. Однако стоимость земли не указывали, лишь площадь участка. Эти описи должны были составлять в четырех экземплярах: по одному для  представителя УССР и Польши, один – для переселенца и один – для архива. Опись, выданная человеку на руки, должна была быть основанием для приобретения нового имущества в УССР. Однако, по показаниям переселенцев и их потомков, во многих случаях люди прибывали в Украину в послевоенное время без любых документов и не могли предъявлять никаких имущественных требований.

        Почти полмиллиона украинцев из Польши в первые послевоенные годы на основании международного соглашения об эвакуации покинули родительские дома и земли и направились в неизвестность. В целом, во время проведения этой депортации из трех польских воеводств было переселено около 480 000 лиц (122 450 украинских семей). Кого-то из них обнадеживали тем, что за какие-то три месяца будет возможность вернуться в родные дома, других заманивали материальной компенсацией, еще кому-то обещали на новом месте лучшую жизнь

        Теперь известно, что позорная добровольность этого послевоенного большого переселения народов была только творением советской пропаганды. Эвакуация украинцев из Польши фактически была насильственной. Однако до сих пор эти выселенные из родительских домов люди не получили статус жертв политических репрессий, к которым по определению относится и принудительная депортация.

         Как известно, в соответствии с законом Украины от 17.04.1991 г. № 962-ХП “О реабилитации жертв политических репрессий”, лица, которые были по принуждению депортированы, имеют право на возвращение зданий, если они сохранились и не занятые, а также имущества. К категории депортированных принадлежат все переселенные и высланные с постоянного места обитания и лишенные имущества по решению органов государственной власти и управления по политическим, социальным, национальным, религиозным и другим мотивам.Однако на переселенцев из Польши действие данного закона не распространяется. Они до сих пор не имеют статуса политрепрессированных, и это мешает им законным способом отстаивать свои права на возмещение потерянного имущества на территории соседней Польши. К сожалению, как  не было, так и до сих пор нет правовых механизмов возвращения имущества или денежной компенсации за утраченное имущество переселенцами из Польши. Не принимает претензии ни Польша, ни родная Украина...

        И хотя проблема касалась почти полмиллиона украинцев, которых с 1944 по 1946 годы согнали из этнических украинских территорий Холмщини, Лемкивщини и Надсяння, государство до сих пор ничего не сделало, чтобы возобновить справедливость. Были неоднократные попытки внесения соответствующих законопроектов в Верховную Раду, в частности о ежегодной материальной компенсации переселенцам, однако им не суждено было стать законами.

       Не смогли добиться люди хоть какого-то возмещения и через суды. К примеру, в начале двухтысячного года ряд львовских юридических фирм взялись за защиту имущественных прав переселенцев. Тогда было собрано около 2 тысяч заявлений от жителей Львовской, Тернопольской, Ивано-Франковской, Ровенской и некоторых  южных и восточных областей. Адвокаты, с условием, что их гонорар составит сорок процентов от выигрыша, готовили иски в Печерский райсуд Киева. Но ни по одному делу не добились позитивного результата.

        С 2006 года в производстве Европейского суда находится заявление по этому же поводу О. Боровика к государству Украина, однако решения нет и поныне.  Польша тоже не признает никаких претензий. «Учитывая существующую украинско-польскую договорно-правовую базу и действующее законодательство Республики Польша, в настоящее время нет правовых оснований для рассмотрения дополнительных имущественных претензий к польской стороне со стороны граждан Украины, эвакуированных в рамках вышеупомянутого Соглашения с территории Польши на территорию УССР», - указывается на консульских сайтах.

         Недавно сделала попытку побороться за семейное имущество, оставленное в Польше, дочь украинца из села Яселко Сановицкого уезда, которого переселили в Тернопольскую область. Женщина обратилась в Печерский районный суд с иском о признании незаконной бездеятельность Кабинета Министров Украины по вопросу выплаты компенсации лицам, которые были принудительно переселены с Польши в УССР в 1944-1946 годах на основании Соглашения, подписанного между Польским Комитетом Национального освобождения и Правительством УССР от 09 октября 1944 года. Истица просила обязать Кабинет Министров Украины выплатить 121 636 гривен материальной и столько же моральной компенсаций. Она обосновывала, что столько стоят дом и земля, оставленные в Польше. А Кабинет Министров является ответчиком, поскольку согласно Договору от 1944 года обязанность признания компенсации за потерянное имущество брала на себя принимающая сторона, то есть УССР, правопреемником которого является Кабинет Министров Украины.

          Учитывая выше изложенное, можно было предугадать решение суда: в иске отказать. Вот только поразила мотивация. Печерские судьи проанализировали содержание Соглашения от 1944 года и напомнили, что в соответствии с ней «Эвакуация является добровольной и потому принуждение не может быть признано ни прямо, ни косвенно. Желание эвакуированных может быть выражено как устно, так и в письменной форме». Между тем, историки в один голос утверждают: добровольной была разве что только первая волна переселения, все последующие – под принуждением и страхом смерти.

           А еще судьи констатировали: прошли сроки исковой давности. Соглашение между Правительством УССР и Польским Комитетом Национального освобождения об эвакуации украинского населения с территории Польши и польских граждан с территории УССР от 09.09.1944 опубликовано в издании «Официальный вестник Украины» в 2006 году, следовательно, от этой даты         и начинается отсчет трехлетней исковой давности.

         Таким образом, данное судебное решение в который раз засвидетельствовало: за потерянное имущество переселенцев из Польши государство не берет на себя ответственность. Законов, которые регулировали бы эту проблему, нет. Общеизвестный Закон Украины «О реабилитации жертв политических репрессий на Украине» не применяют к переселенцам из Польши, опять же на том основании, что это была «добровольная эвакуация».

        Как знать, может быть, Европейский суд (ведь рано или поздно заявление О. Боровика рассмотрят) положит начало правовому механизму, в частности, обяжет государство хотя бы частично компенсировать уже преимущественно потомкам переселенцев потерянное когда-то. А, может быть,  страны - участницы Евросоюза начнут самостоятельно принимать справедливые решения.

        Главное, не терять надежду. У нас с Вами еще все впереди!

 

 

Share
Чи вважаєте цей матеріал корисним + Так 0  - Нi  

Коментарі

  •   Пiдписатися на новi


Щоб розмістити свою новину, відкоментувати чи скопіювати потрібний текст, зареєструйтеся та на портал.