bg-img bg-img bg-img
Увiйти в ГУРТ
Забули пароль?

Ще не з нами? Зареєструйтесь зараз


+ Пiдписатися

Стратегия территории, как согласованное видение будущего власти и громады   

Рассматривая планирование, как один из важных элементов в системе государственного управления, необходимо отметить, что в Украине (по крайней мере, на уровне региональных и местных властей) в основном практикуется краткосрочное планирование.

Поэтому, возвращаясь к теме влияния общественности на власть, выстраивать конструктивное сотрудничество между органами власти (допустим РГА) и общественными объединениями нужно именно с годовых программ социально-экономического развития. Они, согласно украинскому законодательству, обязательны. Поэтому независимо от участия громады, такие годовые программы появляются в стенах местной власти в любом случае.

Но лучше, если они будут разработаны и утверждены на основе дискуссии с территориальной громадой и общественных организаций, которые их представляют. Обсуждения стратегических планов в такой ситуации преждевременно, так как стороны (органы власти и НГО) будут «разговаривать на разных языках». Очень важно, чтоб на этом этапе сотрудничества органы местной власти и общественность отработала не только процесс годового планирования, а самое главное бюджетирование задач и их успешное совместное решение. И лишь после успешного взаимодействия (может через год или два) в реализации совместно выработанного годового плана, можно начать стратегическое планирование.

К сожалению, многие стратегические планы (разработанные в Украине) «оторваны» от громады как на этапе их разработке, так и на этапе их реализации. Причина в том, что стратегическое планирование с реальным и широким участием территориальной громады требует на порядок больше ресурсов и времени. Соответственно, лидеры, инициирующих стратегическое планирование, игнорируют этот этап, или же реализуют его формально. Например, чтоб реально провести общественные слушания в районе с населением около 50 тыс. жителей необходимо как минимум еще 1-2 месяца непрерывной работы с населением.

Тренинги в процессе по стратегическому планированию (пусть даже самые профессиональные) являются лишь одним из элементов стратегического планирования. В целом же, потребуется около 1,5 года непрерывного консультирования Координационного Совета (органа, который обычно создается для стратегического планирования), около десятка различных тренингов для разных заинтересованных групп, регулярной информационной поддержки, неоднократной научной экспертизы секторальных стратегий. Только после этого, можно осторожно утверждать, что данном районе (или городе) действительно происходит процесс стратегического планирования, и что такой важный документ будет отображать согласованное видение власти и общественности на ближайшие 7-10 лет. Не стоит серьезно рассматривать стратегические планы, подготовленные внешними экспертами. Многие из этих документов достаточно профессиональны и научно обоснованы (без чего также не может быть стратегии).

Дело в том, что без сопричастности и понимания определенной критической массы местных лидеров, такой стратегический план не будет использован, как главный документ для местного планирования. Но и иногда, даже этого не достаточно, т.к. участие местных лидеров (от власти, бизнеса и общественности) не всегда гарантируют его выполнение.

Еще одна проблема в том, что согласно действующим украинским законам, стратегический план не является обязательным документом, который каждые новые администрации или советы должны придерживаться, чтоб их бюджеты были утверждены. Поэтому единственной гарантией того, что стратегия будет стратегией, является его принятие и понимание большей части населения. Тогда не нужно будет какому-либо местному политику «морочить» голову людям накануне выборов новыми приоритетами развития. Скорее всего, он будет обещать эффективную реализацию уже принятой стратегии, если его изберут во власть.

Вот таким образом, шаг за шагом, общественные организации, участвуя в процессе планирования, постоянно вынося приоритеты социально-экономического развития на широкое обсуждение «в народ», смогут влиять на власть, учить ее в реализации долгосрочных планов. Конечно, такой подход сложный и долгий.

Чаще всего он не «впишется» в проектный цикл, например финансируемый каким-либо международным донором. Но утешением является то, что стратегическое планирование слишком серьезный документ, чтоб торопиться с его рождением.

Коментарі

Василь Полуйко   5358 днів тому   #  

Американський генерал Ейзенхауер сказав: "Плани - ніщо, планування безцінне".

  •   Пiдписатися на новi
Віталій Хомутов   5358 днів тому   #  

Да, планирование в основном сильно централизовано, децентрализация власти у нас на низком уровне. При развитой децентрализации население очень активно принимает участие в процессах управления. В тех громадах где есть активные органы самоорганизации и общественные организации уровень развития как правило выше и привлеченных инвестиций больше.

  •   Пiдписатися на новi
Тимчук Тарас    5358 днів тому   #  

між іншим, колишній, як виявилось, демократ Кучма, казав: "Я готовий віддати громадам стільки влади, скільки вони готові собі взяти". очевидно, малась на увазі ВІДПОВІДАЛЬНІСТЬ. а відповідальність, це вже культурологічний феномент. під час написання дисертації по державно-церковних відносинах, я для сабе зауважив одну річ:
- у православних експлуатується ідея того, що все в руках Божих. фактично, людину вчать уникати відповідальності за свої вчинки. якщо щось не вийшло - так сі мало стати :))
- у протестантів - все у твоїх руках. працюй!

Стратегії для громад, як на мене, можуть бути ефективними лише з прагматичними лідерами, які вміють планувати і досягати цілей та запалювати людей.
Не думаю, що обговорення зі всіма мешканцями до чогось доброго приведе. але от правильне інформування і якорювання - це вже інший тип робіт. як інформаційний аналітик за освітою, можу сказати, що ті, хто справді зацікавлений у реалізації тих чи інших стратегій не використовує хоча б наявний арсенал інформаційно-комунікативних інструментів та технік роботи з масовою свідомістю.

  •   Пiдписатися на новi
Василь Полуйко   5358 днів тому   #  

А як справи з католиками і мусульманами?

  •   Пiдписатися на новi
Айдер Сеитосманов   5358 днів тому   #  

Я думаю, что религия не имеет прямого влияния на активность громады. А вот касательно "прагматичного лидерства" и вовлечения громады могу утверждать, что лучшего чем открытые обсуждения громадой на собраниях своих приоритетов и стратегии ничего нет. Речь не идет о скучных формальных собраниях или собраниях в форме "базара". Простое информирование громады малоэффективно. Людей очень долго убеждали, что их голос, их мнение мало что значит. Поэтому лидерам нужно серьезно поработать, чтоб громада поняла, захотела, взяла на себя ответственность и начала действовать. Устойчивое развитие, на основе стратегии - это детище громады, а не лидера. Лидер - важный элемент развития, но не его суть.

на собраниях вопроса выбора "широкого обсуждения" или "информирования" для , могу утверждать, что

  •   Пiдписатися на новi
Айдер Сеитосманов   5358 днів тому   #  

На собраниях особой разницы "широкого обсуждения" или "информирования" для вовлечения громады многие лидеры могут даже не почувствовать. мало лидеров, кто может провести хорошее собрание

  •   Пiдписатися на новi
  •   Пiдписатися на новi


Щоб розмістити свою новину, відкоментувати чи скопіювати потрібний текст, зареєструйтеся та на портал.