Продолжаю погружать/разогревать читателей, намеревающихся посетить послезавтра конференцию по благотворительности в ракурсе нормативов (законы и этика), доверия etc. По-прежнему буду перемежать собственные (значимые?) тексты из прошлого с новейшими откровениями. Хорошо было бы, чтобы с этими текстами знакомились и те, кто там будет в качестве спикеров/модераторов/экспертов… но это было бы слишком хорошо, чтобы оказаться правдой. Увы, у нас экспертное сообщество, в основном, много пишущее и мало читающее. А недостаток образования не вызывает желания продолжать образование? Иначе – было бы иначе: и в гражданском обществе, и в отечестве.
ЭТИКА ДЛЯ ТРЕТЬЕГО СЕКТОРА: CUI BONO? CUI PRODEST?
Этика как система норм поведения на основе ценностей, совокупности моральных принципов/правил для отдельной личности и разнообразных объединений людей еще со времен Аристотеля (который собственно и ввел этот термин в употребление) недаром считается важнейшей и наиболее сложной проблемой социума. Даже дефиниция демонстрирует ее многогранность и многозначимость.
Этика включает в себя аксиологию (учение о ценностях с сонмом вопросов, которые соотносятся с миссией, целями и направленностью деятельности) и деонтологию (теория и практика должного поведения). Больше того, этика – основа для оценки любой человеческой деятельности, и, в первую очередь, той, общественной полезности, которая декларируется. Во всяком случае, и мы сами, и наши организации гражданского общества [ОГО] – это то, что мы считаем за благо и, прежде всего, что и как делаем, чтобы добро победило зло.
Вместе с этим надо согласиться с А.Швейцером, который подчеркивал «Абстракция – это смерть для этики, так как она является живым отношением к живой жизни».
На самом деле, всегда и сейчас есть опасность «заболтать» эту тему. С другой стороны нельзя сделать рассмотрение этика очень пр-р-р-рактичным, свести все к скорейшему принятию красивой бумаги (догмы, канона или кодекса) и обойтись без действительно ключевого – объявление и признание существования определенных проблем с аксиологией/деонтологией в ОГО Украины. Считаю (хотя хорошо знаю, мягко говоря, непопулярность среди коллег этой идеи), что начать нужно с откровенной самокритики, даже с покаяния в секуляритивном понимании этого термина как способе для самоусовершенствования. Напомню, что покаяние включает в себя кроме сожаления о прегрешениях против добра еще и публичное заявление о дальнейшем плане исправления ошибок. Часто, очень часто мне приходилось слышать возражения, дескать: «критику себя надо оставить своим злейшим друзьям» или «если мы будем рассказывать о себе плохое, то мы сами испортим свой имидж общественно полезных организаций». Что возразить? Воспользуюсь словами классика: «Самокритика – лучшее средство в период уныния»
Относительно конкретных вопросов этических основ в деятельности ОГО – предлагаю для обсуждения нижеследующее:
Считаю наибольшей угрозой в очень типичных для нашего социума явлениях - игнорирование любых благих намерений, колоссальную дистанцию между словами и делами, невыполнение принятых обязательств. Давно пора ответственным ОГО перейти от призывов к взаимной этичности, перейти к явлению примеров, трансформировать проблемы в возможности, а неудачи рассматривать как неожиданную возможность заполучить полезный опыт. И начать надо, как это ни противно, с самих себя.
Мы должны стать лучше! Лучше, прежде всего, самих себя!
Коментарі
Проблема во многих сферах жизни Украины - этика у на СИТУАТИВНАЯ. Ее применение либо неприменение зависит от ситуации!
Действительно, ведь этика это то, чем вообще руководствуется любое общество!
"Колоссальная дистанция между словами и делами" - проблема повсеместная.